Mix3.gif
22 - 01 - 2018


Важная информация

Исх. № 3019 от 17апреля 2015 г.

                                              

 

Руководителям органов по сертификации Системы добровольной сертификации «Оборонсертифика»

 

Руководителям организаций
оборонно-промышленного комплекса

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

В последнее время часто возникают вопросы, связанные с заключением договоров на проведение инспекционного контроля за сертифицированными системами менеджмента качества в условиях действия Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «Озакупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п. 20 «Положения об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 1036, сертификация систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, осуществляется в рамках систем добровольной сертификации.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ст. 21) определил, что правила выполнения работ, предусмотренных конкретной системой добровольной сертификации, устанавливают лицо или лица, создавшие данную систему добровольной сертификации. При этом данным Федеральным законом к исключительным полномочиям органа по сертификации отнесено:

$1·      осуществление подтверждения соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

$1·      выдача сертификатов соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

$1·      приостановление или прекращение действия выданных им сертификатов соответствия.

Правила выполнения работ в Системе добровольной сертификации «Оборонсертифика» основаны на положениях введенных в действие в Российской Федерации международных стандартов в области оценки соответствия ИСО/МЭК серии 17000 и иных международных документов, а также требованиях ГОСТ РВ 0015-003 «СРПП ВТ. Военная техника. Порядок проверки систем менеджмента качества организаций, выпускающих оборонную продукцию».

При осуществлении сертификации систем менеджмента в Системе добровольной сертификации «Оборонсертифика» применяются требования ГОСТ Р ИСО/МЭК
17021-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента».

Согласно данному стандарту полный цикл работ по сертификации включает в себя деятельность в начальном и последующем периодах, в том числе: подачу заявки, первичный аудит, инспекционный контроль, а также процессы выдачи, подтверждения, приостановления действия сертификата, сужения, расширения области сертификации, отмены действия сертификата и ресертификации (см. п. 8.6.1, п. 9.1 и др.).

В стандартах ИСО/МЭК серии 17000 под инспекционным контролем понимается систематическое наблюдение за деятельностью по оценке соответствия как основы поддержания правомерности заявления о соответствии. Согласно п. 9.1.1.2 ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 программа аудита, осуществляемого органом по сертификации, должна включать в себя проведение двухэтапного первичного аудита, затем проведение инспекционного контроля в течение первого и второго года и ресертификационного аудита в течение третьего года, до истечения срока действия сертификата. Трехлетний цикл сертификации начинается с принятия решения о сертификации или ресертификации.

Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 (п. 9.6) обязывает орган по сертификации приостановить действие сертификата в случаях, если сертифицированный заказчик не обеспечивает проведение инспекционного контроля или ресертификационного аудита с требуемой периодичностью, а затем, при неспособности сертифицированного заказчика разрешить проблемы, обязывает отменить действие сертификата.

Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 (п. 5.1) орган по сертификации должен заключить имеющий юридическую силу договор об оказании заказчику услуг по сертификации (договор на сертификацию), на основании которого орган по сертификации должен нести ответственность и сохранять свои полномочия относительно своих решений в области сертификации, включая выдачу, подтверждение, обновление сертификата, расширение, сужение области сертификации, приостановление и отмену действия сертификата.

Статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Вытекающие из договора на сертификацию обязательства органа по сертификации и сертифицированного заказчика имеют юридическую силу в течение всего срока действия сертификата, в том числе это касается обязательств:

$1·      органа по сертификации нести ответственность и сохранять свои полномочия относительно своих решений в области сертификации, включая выдачу, подтверждение, обновление сертификата, расширение, сужение области сертификации, приостановление и отмену действия сертификата;

$1·      сертифицированного заказчика нести ответственность за соответствие требованиям к сертификации, включая обязательства, связанные с проведением инспекционного контроля с требуемой периодичностью.

Таким образом, проведение инспекционного контроля осуществляются в период, когда основной (первоначальный) договор на сертификацию является действующим в силу взаимных обязательств в течение всего срока действия сертификата соответствия. Соответственно, договорные отношения сторон в части сроков проведения и условий оплаты инспекционного контроля имеют характер дополнительного соглашения (дополнительного договора) к основному договору на сертификацию, поскольку инспекционный контроль не может проводиться при отсутствии основного договора на сертификацию.

Орган по сертификации должен обеспечить доступ к своим услугам для всех заявителей, чьи запросы по сертификации попадают в его область деятельности. Поэтому основной (первоначальный) договор на сертификацию в понятиях статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным. Соответственно заявитель сертификации для целей заключения такого договора вправе выбирать орган по сертификации, прибегая к конкурентным способам определения исполнителя (не пренебрегая при этом установленной трудоемкостью проведения аудитов*).

В отличие от этого, договор на инспекционный контроль сертифицированный заказчик (организация-держатель сертификата) может заключить только с органом по сертификации, выдавшим данный сертификат. В противном случае в соответствии с действующими правилами сертификации действие сертификата соответствия системы менеджмента качества должно быть отменено, а информацию об этом орган по сертификации обязан сделать общественно доступной (в том числе уведомить об этом лицензирующий орган).

Однако следует принимать во внимание, что ключевым фактором, имеющим юридическое значение является то, что договор на инспекционный контроль может быть заключен сторонами только при наличии между ними основного договора на сертификацию.

С учетом вышеизложенного предлагаем участникам Системы добровольной сертификации «Оборонсертифика» руководствоваться следующими положениями:

  1. Организация до подачи официальной заявки на сертификацию системы менеджмента вправе применять конкурентные способы определения органа по сертификации - исполнителя работ по сертификации, соблюдая при этом требования к трудоемкости аудита*.
  2. Заявитель сертификации, подавая официальную заявку на сертификацию системы менеджмента в орган по сертификации Системы добровольной сертификации «Оборонсертифика», тем самым принимает на себя обязательства соблюдать правила выполнения работ в данной системе добровольной сертификации, в том числе обязательства в отношении процедур инспекционного контроля со стороны органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия.
  3. В случае, если по результатам первичной сертификации органом по сертификации принято решение о выдаче сертификата соответствия договор на сертификацию (на основании части 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации) сохраняет свое действие на последующие периоды до момента прекращения действия выданного сертификата. В случае, если держатель сертификата настаивает на ином (более раннем) сроке окончания действия договора на сертификацию (прекращения обязательств сторон по договору) орган по сертификации обязан предпринять процедуры прекращения действия сертификата соответствия на основании непризнания сертифицированным заказчиком прав и обязанностей органа по сертификации на постоянной основе осуществлять мониторинг областей и функций, охваченных системой менеджмента сертифицированного заказчика.
  4. При подготовке и осуществлении инспекционного контроля отношения между сертифицированным заказчиком и органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, следует оформлять в форме дополнительного соглашения (дополнительного договора) к основному договору на сертификацию.
  5. При подготовке договоров на сертификацию необходимо в такие договоры включать положения, предусматривающие, что сроки, стоимость и иные требования, связанные с инспекционным контролем и ресертификацией, определяются дополнительным соглашением к данному договору. 

 

Директор  

Л.А. Федорова

 



*  «Решение по уточнению стоимости работ по сертификации, инспекционному контролю и ресертификации
   систем менеджмента качества на 2015 г.» в Системе «Военный Регистр» и Системе «Оборонсертифика»

 

Скачать письмо в формате PDF